Гражданская комиссия по правам человека
НАБЛЮДАТЕЛЬ В СФЕРЕ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ
Hello world!
18+
ГРАЖДАНСКАЯ КОМИССИЯ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Мы используем cookie на нашем сайте. Если вы продолжите навигацию по сайту, это значит, что вы с этим согласны.
OK

Это важно знать врачу: манипулирование медициной

В1998 г. психиатр Алан Лешнер, бывший директор Национального института наркологии США, заявил: «Я считаю, что сегодня, в 1998 году, вы [врачи] должны быть посажены за решетку за отказ назначить пациенту СИОЗС (новый вид антидепрессанта) от депрессии. Я полагаю также, что лет через пять вас, врачей, надо будет сажать за то, что вы не назначите наркоманам те средства, над которыми мы работаем сейчас».

За 25 лет работы в сфере реформирования системы душевного здоровья я говорила со многими врачами и пациентами, выявляя многочисленные случаи нарушения прав человека в области психиатрии. Однако до самого последнего времени мне не приходила в голову мысль о том, что права врачей тоже могут находиться под угрозой. Почему врач должен попасть за решетку за отказ назначить антидепрессант от депрессии?

Многие врачи первой помощи подтверждают тот факт, что эмоциональные расстройства и изменения в поведении пациента являются следствием целого ряда физических заболеваний, и заявляют о необходимости в первую очередь проверить пациента именно на наличие таких заболеваний. Если следовать рекомендациям психиатров, получится, что, полагаясь на антидепрессант для подавления эмоциональных симптомов, без обследования и лечения возможного скрытого физического заболевания, пациентов просто кормят «химией», оставляя их наедине с недугом, который может в любой момент обостриться.

А что, если врач первой помощи, терапевт или семейный доктор правильно поставит диагноз, выявит и вылечит такое физическое заболевание, и депрессия исчезнет без применения препаратов, воздействующих на психику? Можно ли после этого винить такого врача в неэтичности или даже отправить в тюрьму, обвинив в «преступной халатности» из-за того, что он не назначил пациенту антидепрессант?

Вы говорите, что это безумие? Что этого быть не может? Однако, похоже, наступило время, когда хорошего врача можно обвинить в неэтичности за то, что он занимается этичной врачебной практикой. В наши дни врач может подвергнуться критике и насмешкам как некий «отщепенец» за то, что он практикует традиционную эффективную медицину, где есть место постановке реального диагноза.

Эта публикация предназначена для врачей, главным образом для тех, кто не практикует психиатрию, кто движим высокой целью заботы о человеке в лучших традициях клятвы Гиппократа и кто хочет продолжать заботиться о здоровье людей в полную силу своих способностей. Эта публикация предназначена для врачей, которые весьма обеспокоены тем, что миллионы детей в их странах принимают вызывающие привыкание стимуляторы от мнимого психического расстройства под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Наша публикация предназначена и для всех порядочных граждан, считающих, что государственные служащие, обвиняющие родителей в преступной халатности за отказ давать своим детям стимуляторы или антидепрессанты, как это происходит сейчас, поступают более чем странно. Как же могла возникнуть такая ситуация? Мы надеемся, что этот буклет поможет вам найти ответ.

Надо признать, что сейчас среди обычных врачей все больше распространяется точка зрения и образ мыслей психиатров. Это объясняется главным образом «успехом» психиатрической системы диагностики – «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM). Это руководство и раздел «Психические расстройства» из «Международного классификатора болезней» (МКБ-10) буквально насаждаются среди врачей непсихиатрического профиля как общепринятые стандарты классификации психических расстройств.

Но здесь имеется и кое-что еще. В нажиме, который врачи испытывают сегодня, есть нечто особенное; пагубное воздействие на них осуществляется весьма коварно. Психиатрическая система диагностики, вторгаясь в сферу первой медицинской помощи, отметает любые традиции и знания, накопленные в этой сфере и в сфере других медицинских специальностей.
В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» нет весьма напрашивающегося предисловия, в котором бы говорилось: «Мы уважаем неприкосновенность и главенство ваших отношений с пациентами, а также ваше желание сделать для них все самое лучшее. Здесь представлена наша система диагностики; пожалуйста, ознакомьтесь с ней и оцените с точки зрения вашего личного опыта, насколько мы оказались правы. Мы будем благодарны вам за ваши отзывы и конструктивную критику. Пожалуйста, обращайтесь к нам за помощью, если сочтете нужным. Искренне поддерживаем вас в вашей благородной борьбе за сохранение здоровья людей».

Вместо этого значится: «Мы уже поставили наш диагноз, так что вам, врачам, остается только следовать нашим инструкциям о том, какой препарат назначить пациенту, и в дальнейшем исполнять наши указания».

Вот такая твердая тенденция подавления всегда характеризовала психиатрию с тех самых пор, когда представители этой профессии взялись присматривать за обитателями приютов около 200 лет назад. Эта тенденция проявляется во многом и повсюду; она разрушает уверенность, гордость, честь, трудолюбие, инициативу, целостность характера, душевный покой, благосостояние и здравомыслие, – те качества, за которые мы должны бороться в каждом пациенте. И в каждом враче.

Джен Истгейт, президент Международной Гражданской комиссии по правам человека.